С принятием Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" № 261-ФЗ от 23.11.2009г., все собственники жилых помещений обязаны были установить индивидуальные приборы учета по воде и электрической энергии (п.5 ст.13 выше указанного федерального закона). Что касается приборов учета по электрической энергии, то эти приборы были установлены практически во всех квартирах до выхода данного нормативного акта. А вот индивидуальные приборы учета по воде были далеко не у всех. И по данному вопросу возникает большое количество проблемных ситуаций, одна из которых: необходимо ли оплачивать опломбирование счетчиков по воде?
После 1 января 2013 года 1 января 2013 года вступил в действие Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» №416-ФЗ от 7 декабря 2011 года, в соответствии с п.5 ст.20 которого: "приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
До 1 января 2013 года До 1 января 2013 года ситуация была неоднозначная. В соответствии с п. «у» ст. 31 Постановления правительства РФ «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» №354 от 06.05.2011г. : исполнитель обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги, исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
По своей сути опломбирование – это установка на прибор учета уникального устройства одноразового применения (непосредственно пломба и пломбировочный канат), которое предназначено для контроля за несанкционированным доступом к оборудованию.
В соответствии с п.41 Постановления Правительства РФ №167 от 12 февраля 1999 года «Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации»: "приемка в эксплуатацию узла учета осуществляется при участии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства. Средства измерений должны быть проверены и опломбированы организацией, имеющей соответствующую лицензию. Неопломбированные средства измерений к эксплуатации не допускаются".
Однако новый прибор учета является уже проверенным. Это делает завод-изготовитель. При этом в техпаспорте, инструкции и других сопроводительных документах указывается дата и порядок повторного осмотра. Следовательно, купив водосчетчик, гражданин должен только написать заявление в свою обслуживающую организацию, а она - установить его и ввести в эксплуатацию.
Но на практике многие управляющие компании взимают плату за данную услугу. Подобная ситуация во многом была вызвана неясностью в ранее действовавшем законодательстве. А именно Постановлением Правительства РФ "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" №307от 23 мая 2006 г. была предусмотрена обязанность коммунальных организаций производить опломбирование индивидуальных приборов учета, но вопрос оплаты в них никак не оговаривался.
Именно это дало основание управляющим компаниям преподносить опломбирование как услугу населению. Стоит отметить, что такая услуга противоречит ст. 16 Федерального закона «Закон о защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992г., которая запрещает обуславливать приобретение одних услуг обязательным приобретением других.
Поэтому взимание платы за опломбирование не является законным.
Информация подготовлена отделом управления и развития
городского хозяйства и тарифной политики администрации
т.23666, 25761
|