Муниципальное образование
Воронежской области
Реализация мероприятий по профилактике нарушений
Главная / Власть / Городская администрация / Проверочные мероприятия / Реализация мероприятий по профилактике нарушений

нормативная база

Постановление администрации №1255_17.12.2018_Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, на 2019 год

Постановление администрации №1350_19.12.2019_Об утверждении Программ профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, на 2020 год

Постановление администрации №1158_10.12.2020_Об утверждении Программ профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, на 2021 год

Постановление администрации №1253_30.11.2021_Об утверждении Программ профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, на 2022 год


контроль в сфере торговли

Обзор практики осуществления муниципального контроля в сфере торговли на территории городского округа город Нововоронеж за 2021 год (скачать)
 
Обзор практики осуществления муниципального контроля в сфере торговли на территории городского округа город Нововоронеж за 1 полугодие 2021 года (скачать)

Обзор практики осуществления муниципального контроля в сфере торговли на территории городского округа город Нововоронеж за 2020 год (скачать)

Обзор практики осуществления муниципального контроля в сфере торговли на территории городского округа город Нововоронеж за 1 полугодие 2020 года (скачать)

Обзор практики осуществления муниципального контроля в сфере торговли на территории городского округа город Нововоронеж за 2019 год (скачать)

Части текстов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по осуществлению муниципального контроля в сфере торговли (скачать)

Постановление администрации №495_23.06.2020_О внесении изменений в постановление администрации городского округа город Нововоронеж от 05.12.2013 № 2006 «Об утверждении Административного регламента осуществления муниципального контроля в сфере торговли на территории городского округа город Нововоронеж» (скачать)

Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по осуществлению муниципального контроля в сфере торговли (скачать)

Части текстов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по осуществлению муниципального контроля в сфере торговли (скачать)


земельный контроль

Постановление администрации №1228 от 28.11.2022_Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля на территории городского округа город Нововоронеж на 2023 год (скачать)

Постановление администрации №1142_09.12.2020_Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в сфере муниципального земельного контроля на территории городского округа город Нововоронеж на 2021 год (скачать)

Решение Нововоронежской городской Думы №73_21.10.2021_Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории городского округа город Нововоронеж (скачать)

Решение Нововоронежской городской Думы №341 от 08.04.2013 _Об утверждении «Положения о муниципальном земельном контроле на территории городского округа город Нововоронеж».

Решение Нововоронежской городской Думы №293_6.11.2012 "Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле".

Постановление администрации №132_31.01.2013 "Об утверждении перечня земельных участков для ведения садоводства, подлежащих бесплатному предоставлению в собственность граждан, имеющих трех и более детей, на территории Воронежской области". 

Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по осуществлению муниципального земельного контроля, по состоянию на декабрь 2018 года (скачать)

Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по  осуществлению муниципального земельного контроля, по состоянию на декабрь 2019 года (скачать)

Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по  осуществлению муниципального земельного контроля, по состоянию на декабрь 2020 года (скачать)

Перечень нормативных правовых актов, содержащих требования,  оценка соблюдения которых является предметом муниципального земельного контроля, по состоянию на 01.01.2022 (скачать)

Обобщение и  анализ правоприменительной практики при осуществлении муниципального земельного контроля за 1 полугодие 2021 года администрацией городского округа город Нововоронеж (скачать)

Планы проведения плановых проверок:

План проведения проверок физических лиц по использованию и охране земель на 2013 год.

План проведения плановых проверок физических лиц (граждан) на 2014 год муниципальными инспекторами по использованию и охране земель на территории городского округа город Нововоронеж.

План проведения плановых проверок физических лиц (граждан) на 2015 год муниципальными инспекторами по использованию и охране земель на территории городского округа город Нововоронеж.

План проведения плановых проверок физических лиц (граждан) на 2016 год муниципальными инспекторами по использованию и охране земель на территории городского округа город Нововоронеж.

План проведения плановых проверок физических лиц (граждан) на 2017 год муниципальными инспекторами по использованию и охране земель на территории городского округа город Нововоронеж.

План проведения плановых проверок физических лиц (граждан) на 2017 год муниципальными инспекторами по использованию и охране земель на территории городского округа город Нововоронеж.(СКАЧАТЬ)

План проведения плановых проверок физических лиц на 2018 год муниципальным инспектором по использованию и охране земель на территории городского округа город Нововоронеж (скачать)

План проведения плановых проверок физических лиц на 2021 год в рамках муниципального земельного контроля (скачать), с изменениями в п. 37 от 15.09.2021 (скачать)

Информация:

17.12.2021. Обзор практики осуществления муниципального земельного контроля за 2021 год

На территории городского округа город Нововоронеж муниципальный земельный контроль проводится на основании ст.72 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле(надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Закона Воронежской области от 18.07.2016  № 106-ОЗ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Воронежской области».
Предметом проверок при осуществлении муниципального земельного контроля является соблюдение в отношении объектов земельных отношений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством РФ предусмотрена ответственность.
Задачами муниципального земельного контроля являются выявление  нарушений земельного законодательства, требований охраны и использования земель, предусмотренных статьями 25, 26, 42 Земельного кодекса РФ, установление отсутствия таких нарушений;  выявление причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
В  2021 году проведено 48 выездных проверок в отношении граждан, из них: 42 плановых  и  6 внеплановых проверок.
В результате проведенных проверок выявлено 12 нарушений требований земельного законодательства, связанных с самовольным занятием земельных участков (ст.7.1 КоАП РФ) и 1 нарушение, связанное с нецелевым использованием земельного участка (ч.1 ст.8.8 КоАП РФ). Выдано 13 предписаний об устранении  выявленных нарушений, материалы проверок направлены в Управление Росреестра по Воронежской области для рассмотрения и применения мер административного воздействия в установленном законом порядке.

Наиболее часто встречающиеся случаи нарушения обязательных требований

Наиболее часто встречающимися случаями нарушения обязательных требований являются:
- использование земельного участка без предусмотренных законодательством прав (ст. 8.1 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ);
- использование земельного участка не в соответствии с установленным целевым назначением и (или) разрешенным использованием (ст. 42 Земельного кодекса РФ);
- неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства (ст. 42 Земельного кодекса РФ).
Основными причинами, способствующими нарушению обязательных требований, связанных с самовольным занятием земельных участков, являются:
- получение материальной выгоды и конкурентных преимуществ за счет уклонения от уплаты земельного налога, арендных платежей за пользование землей, а также затрат на приобретение земельного участка в собственность на основании договора купли-продажи;
- незнание о наличии нарушения в связи с непроведением кадастровых работ, отсутствием сведений о местоположении границ земельного участка и  его фактической площади.
Причинами, способствующими совершению правонарушений, связанных с использованием земельных участков не в соответствии с установленным целевым назначением и (или) разрешенным использованием, являются:
- получение материальной выгоды и конкурентных преимуществ за счет более низкой кадастровой стоимости земельных участков в сравнении с кадастровой  стоимостью земельного участка в случае приведения вида разрешенного использования в соответствие с фактическим использованием;
- ограничения в изменении вида разрешенного использования земельного участка, установленные документами градостроительного зонирования.
Нарушения, выразившиеся в неиспользовании земельного участка, предназначенного для  жилищного и иного строительства, совершаются, как правило, по причине отсутствия денежных средств на строительство, или незнанием сроков, установленных законодательством по использованию такого земельного участка, или незнанием о наличии административной ответственности в виде штрафов за такое неиспользование.

Различные подходы к применению обязательных требований и иные проблемные вопросы применения обязательных требований

1. Использование земельного участка, предназначенного для индивидуального  жилищного строительства,  по основному виду разрешенного использования и для содержания  сельскохозяйственных  животных (куры, козы и др.).
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 , земельные участки для индивидуального жилищного строительства используются для размещения жилого дома, выращивания сельскохозяйственных культур; размещения индивидуальных гаражей  и хозяйственных построек.
В силу положений ст.ст. 7, 42 Земельного кодекса РФ, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
В постановлении Конституционного суда РФ от 16.10.2020 № 42-П дана оценка конституционности ч.1 ст.8.8 КоАП РФ  в части разрешения ситуации, связанной с правомерностью содержания сельскохозяйственных животных и домашней птицы на земельном участке с видом разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство». Указанное положение являлось предметом рассмотрения постольку, поскольку на его основании решался вопрос о привлечении к административной ответственности за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с разрешенным использованием.
Конституционный Суд РФ признал данное положение не соответствующим Конституции РФ ввиду неопределенности действующего правового регулирования в этом вопросе. Конституционный Суд РФ также установил, что впредь до внесения в законодательство необходимых изменений собственники (правообладатели) земельных участков не могут быть принуждены к внесению каких-либо сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае, когда они в дополнение к основному виду разрешенного использования принадлежащих им земельных участков самостоятельно выбирают вспомогательный вид их разрешенного использования.
2. Использование земельного участка, предназначенного для размещения индивидуального жилого дома, в котором проживает собственник,  для осуществления торгово-офисной деятельности (деятельности по оказанию услуг населению, промышленного производства).
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412, земельные участки для индивидуального жилищного строительства используются для размещения жилого дома (отдельно стоящего здания количеством этажей не более чем три, высотой не более 20 метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивания сельскохозяйственных культур; размещения гаражей для собственных нужд  и хозяйственных построек.
В ч.2 ст. 17 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение предназначено для проживания граждан. Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности гражданами, проживающими в нем на законных основаниях, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Таким образом законодательство РФ определяет возможность использования земельного участка для размещения индивидуального жилого дома, в котором помещения используются проживающими на законных основаниях в нем гражданами для профессиональной деятельности, а помещения вспомогательного использования - для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком здании.
Вместе с тем, учитывая, что торгово-офисная деятельность, деятельность по оказанию услуг населению, промышленное производство могут размещаться в нежилых помещениях и их размещение не обусловлено удовлетворением гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в жилом доме, использование земельного участка для размещения индивидуального жилого дома с расположенными в нем магазином, офисом, промышленным производством нарушает требования, установленные ст. 42 Земельного кодекса РФ.
Сотрудниками администрации городского округа город Нововоронеж  на постоянной основе проводится разъяснительная работа среди граждан о необходимости проведения межевания и оформления правоустанавливающих документов на фактически используемые ими земельные участки для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства и огородничества, а также о необходимости целевого использования земельных участков.   Проводимая  разъяснительная работа приводит к снижению случаев  нарушения требований действующего законодательства РФ.
Проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2021 году не запланировано в соответствии с  пунктом 7 постановления Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969 «Об особенностях  формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 правил подготовки органами  государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривающим, что в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства  в 2021 году плановые проверки не проводятся, за исключением случаев, установленных пунктом 8 указанного постановления.
Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в 2021 году не осуществлялась ввиду отсутствия оснований, предусмотренных действующим законодательством.
В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными  правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушению требований в сфере муниципального земельного контроля, администрация городского округа город Нововоронеж осуществляет мероприятия по профилактике таких нарушений в соответствии с ежегодно утверждаемой Программой профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

10.12.2020. Анализ правоприменительной практики при осуществлении муниципального земельного контроля за 1 полугодие 2020 года администрацией городского округа город Нововоронеж

На территории городского округа город Нововоронеж муниципальный земельный контроль проводится  на основании ст.72 Земельного кодекса РФ, Закона Воронежской области от 18.07.2016  № 106-ОЗ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Воронежской области», «Административного регламента осуществления  муниципального земельного контроля на территории  городского округа город Нововоронеж», утвержденного постановлением администрации городского округа  город Нововоронеж от 09.12.2013  № 2026.
Предметом проверок при осуществлении муниципального земельного контроля является соблюдение в отношении объектов земельных отношений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством РФ предусмотрена ответственность.
Объектами муниципального земельного контроля являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, обладающие правами на земельные участки, а также использующие земельные участки.
Задачами муниципального земельного контроля являются выявление  нарушений земельного законодательства, требований охраны и использования земель, предусмотренных статьями 25, 26, 42 Земельного кодекса РФ, установление отсутствия таких нарушений;  выявление причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения. 
В 1 полугодии 2020 года проведено 14 выездных плановых проверок в отношении граждан, внеплановые проверки не проводились.
В результате проведенных проверок выявлено 6 нарушений требований земельного законодательства, связанных с самовольным занятием земельных участков (ст.7.1 КоАП РФ), выданы 6 предписаний об устранении  выявленных нарушений, материалы проверок направлены в Управление Росреестра по Воронежской области для рассмотрения и применения мер административного воздействия в установленном законом порядке. Общая сумма штрафов за указанный период составила  30 000,00(Тридцать тысяч)рублей.

Наиболее часто встречающимися случаями нарушения обязательных требований являются:
- использование земельного участка без предусмотренных законодательством прав (ст. 8.1 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ);
- использование земельного участка не в соответствии с установленным целевым назначением и (или) разрешенным использованием (ст. 42 Земельного кодекса РФ);
- неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства (ст. 42 Земельного кодекса РФ).
Основными причинами, способствующими нарушению обязательных требований, связанных с самовольным занятием земельных участков, являются:
- получение материальной выгоды и конкурентных преимуществ за счет уклонения от уплаты земельного налога, арендных платежей за пользование землей, а также затрат на приобретение земельного участка в собственность на основании договора купли-продажи;
- незнание о наличии нарушения в связи с непроведением кадастровых работ, отсутствием сведений о местоположении границ земельного участка и  его фактической площади.
Причинами, способствующими совершению правонарушений, связанных с использованием земельных участков не в соответствии с установленным целевым назначением и (или) разрешенным использованием, являются:
- получение материальной выгоды и конкурентных преимуществ за счет более низкой кадастровой стоимости земельных участков в сравнении с кадастровой  стоимостью земельного участка в случае приведения вида разрешенного использования в соответствие с фактическим использованием;
- ограничения в изменении вида разрешенного использования земельного участка, установленные документами градостроительного зонирования.
Нарушения, выразившиеся в неиспользовании земельного участка, предназначенного для  жилищного и иного строительства, совершаются, как правило, по причине отсутствия денежных средств на строительство, или незнанием сроков, установленных законодательством по использованию такого земельного участка, или незнанием о наличии административной ответственности в виде штрафов за такое неиспользование.

Различные подходы к применению обязательных требований и иные проблемные вопросы применения обязательных требований.
1. Земельный участок, на котором расположено здание (строение, сооружение), принадлежащее гражданину или юридического лицу на основании договора купли-продажи (дарения, мены), используется правообладателем здания (строения, сооружения), и на указанный земельный участок не имеется правоустанавливающих документов (постановление о предоставлении, договор аренды, договор купли-продажи и др.)
Права на земельные участки, предусмотренные главами III  и IV Земельного кодекса РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (ст. 25 Земельного кодекса РФ).
Права на земельные участки, предусмотренные главами III  и IV Земельного кодекса РФ, удостоверяются документами в  соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (ст. 26 Земельного кодекса РФ).
В ст. 552 Гражданского кодекса РФ и п.1 ст. 35 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на земельном участке, к другому лицу оно приобретает право  на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Согласно ст. 273 Гражданского кодекса РФ при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности  на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.
Таким образом, гражданским и земельным законодательством предусмотрено право собственника здания, строения, сооружения на использование земельного участка, занятого таким зданием, строением, сооружением, в силу закона, и действия такого лица по использованию земельного участка в отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю не образуют события административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, и правообладатель здания, строения, сооружения не подлежит привлечению к административной ответственности.
2. Неиспользование земельного участка для ведения садоводства и огородничества более 3 лет.
Как следует из ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами.
Событием административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.8.8 КоАП РФ, является неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом.
Ранее в соответствии с п.7 ч.2 ст.19 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» срок для освоения земельного участка был установлен и составлял три года. Данный нормативный акт признан утратившим силу с 01.01.2019  Федеральным законом от 29.07.2017 №  217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,  и на сегодняшний день срок освоения земельных участков для садоводства и огородничества не установлен. Таким образом, событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 8.8 КоАП РФ, за неиспользование земельного участка для ведения садоводства и огородничества, отсутствует.

Сотрудниками администрации городского округа город Нововоронеж  на постоянной основе проводится разъяснительная работа среди граждан  о необходимости проведения межевания и оформления правоустанавливающих документов на фактически используемые ими земельные участки для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства и огородничества, а также о необходимости целевого использования земельных участков.   Проводимая  разъяснительная работа приводит к снижению случаев  нарушения требований действующего законодательства РФ.

Обобщение и анализ правоприменительной практики при осуществлении муниципального земельного контроля за  2 полугодие 2020 года администрацией городского округа город Нововоронеж

На территории городского округа город Нововоронеж муниципальный земельный контроль проводится  на основании ст.72 Земельного кодекса РФ, Закона Воронежской области от 18.07.2016  № 106-ОЗ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Воронежской области», «Административного регламента осуществления  муниципального земельного контроля на территории  городского округа город Нововоронеж», утвержденного постановлением администрации городского округа  город Нововоронеж от 09.12.2013  № 2026.
Предметом проверок при осуществлении муниципального земельного контроля является соблюдение в отношении объектов земельных отношений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством РФ предусмотрена ответственность.
Объектами муниципального земельного контроля являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, обладающие правами на земельные участки, а также использующие земельные участки.
Задачами муниципального земельного контроля являются выявление  нарушений земельного законодательства, требований охраны и использования земель, предусмотренных статьями 25, 26, 42 Земельного кодекса РФ, установление отсутствия таких нарушений;  выявление причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Во 2 полугодии  2020 года проведено 22 выездных плановых и внеплановых проверок в отношении граждан.
В результате проведенных проверок выявлено 3 нарушения требований земельного законодательства, связанных с самовольным занятием земельных участков (ст.7.1 КоАП РФ), выданы 3 предписания об устранении  выявленных нарушений, материалы проверок направлены в Управление Росреестра по Воронежской области для рассмотрения и применения мер административного воздействия в установленном законом порядке. Общая сумма штрафов за указанный период составила  15 000,00(Пятнадцать тысяч)рублей.
Проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2020 году не запланировано в силу ч.ч. 1, 1.1 ст.26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которые предусматривают особенности организации и проведения в 2019 - 2020 годах проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.  Внеплановые проверки за указанный период не проводились.

Наиболее часто встречающимися случаями нарушения обязательных требований являются:
- использование земельного участка без предусмотренных законодательством прав (ст. 8.1 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ);
- использование земельного участка не в соответствии с установленным целевым назначением и (или) разрешенным использованием (ст. 42 Земельного кодекса РФ);
- неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства (ст. 42 Земельного кодекса РФ).
Основными причинами, способствующими нарушению обязательных требований, связанных с самовольным занятием земельных участков, являются:
- получение материальной выгоды и конкурентных преимуществ за счет уклонения от уплаты земельного налога, арендных платежей за пользование землей, а также затрат на приобретение земельного участка в собственность на основании договора купли-продажи;
- незнание о наличии нарушения в связи с непроведением кадастровых работ, отсутствием сведений о местоположении границ земельного участка и  его фактической площади.
Причинами, способствующими совершению правонарушений, связанных с использованием земельных участков не в соответствии с установленным целевым назначением и (или) разрешенным использованием, являются:
- получение материальной выгоды и конкурентных преимуществ за счет более низкой кадастровой стоимости земельных участков в сравнении с кадастровой  стоимостью земельного участка в случае приведения вида разрешенного использования в соответствие с фактическим использованием;
- ограничения в изменении вида разрешенного использования земельного участка, установленные документами градостроительного зонирования.
Нарушения, выразившиеся в неиспользовании земельного участка, предназначенного для  жилищного и иного строительства, совершаются, как правило, по причине отсутствия денежных средств на строительство, или незнанием сроков, установленных законодательством по использованию такого земельного участка, или незнанием о наличии административной ответственности в виде штрафов за такое неиспользование.

Различные подходы к применению обязательных требований и иные проблемные вопросы применения обязательных требований.
1. Использование земельного участка, предназначенного для индивидуального  жилищного строительства, для размещения индивидуального жилого дома, в котором проживает собственник, и магазина (автомобильной мойки, промышленного производства).
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 01.09.2015 № 540, земельные участки для индивидуального жилищного строительства используются для размещения жилого дома (отдельно стоящего здания количеством этажей не более чем три, высотой не более 20 метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивания сельскохозяйственных культур; размещения индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.
В ч.2 ст. 17 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение предназначено для проживания граждан. Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности гражданами, проживающими в нем на законных основаниях, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Таким образом законодательство РФ определяет возможность использования земельного участка для размещения индивидуального жилого дома, в котором помещения используются проживающими на законных основаниях в нем гражданами для профессиональной деятельности, а помещения вспомогательного использования - для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком здании.
Вместе с тем, учитывая, что магазин, автомобильная мойка, промышленное производство могут размещаться в нежилых помещениях и их размещение  не обусловлено удовлетворением гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в жилом доме, использование земельного участка для размещения индивидуального жилого дома с расположенными в нем магазином, автомойкой или промышленным производством нарушает требования, установленные ст. 42 Земельного кодекса РФ.
Сотрудниками администрации городского округа город Нововоронеж  на постоянной основе проводится разъяснительная работа среди граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей  о необходимости проведения межевания и оформления правоустанавливающих документов на фактически используемые ими земельные участки, а также о необходимости целевого использования земельных участков.   Проводимая  разъяснительная работа, прием и оказание консультаций подконтрольным субъектам по вопросам организации и проведения проверок, соблюдения требований земельного законодательства, приводят к снижению случаев  нарушения требований действующего законодательства РФ.

Обзор практики осуществления муниципального земельного контроля за 2020 год

На территории городского округа город Нововоронеж муниципальный земельный контроль проводится  на основании ст.72 Земельного кодекса РФ, Закона Воронежской области от 18.07.2016  № 106-ОЗ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Воронежской области», «Административного регламента осуществления  муниципального земельного контроля на территории  городского округа город Нововоронеж», утвержденного постановлением администрации городского округа  город Нововоронеж от 09.12.2013  № 2026.
Предметом проверок при осуществлении муниципального земельного контроля является соблюдение в отношении объектов земельных отношений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством РФ предусмотрена ответственность.
Объектами муниципального земельного контроля являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, обладающие правами на земельные участки, а также использующие земельные участки.
Задачами муниципального земельного контроля являются выявление  нарушений земельного законодательства, требований охраны и использования земель, предусмотренных статьями 25, 26, 42 Земельного кодекса РФ, установление отсутствия таких нарушений;  выявление причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
В  2020 году проведено 36 выездных плановых и внеплановых проверок в отношении граждан.
В результате проведенных проверок выявлено 9 нарушений требований земельного законодательства, связанных с самовольным занятием земельных участков (ст.7.1 КоАП РФ), выданы 9 предписаний об устранении  выявленных нарушений, материалы проверок направлены в Управление Росреестра по Воронежской области для рассмотрения и применения мер административного воздействия в установленном законом порядке. Общая сумма штрафов за указанный период составила  45 000,00(Сорок пять тысяч)рублей.
Проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2020 году не запланировано в силу частей 1, 1.1 статьи 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которые предусматривают особенности организации и проведения в 2019 - 2020 годах проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Внеплановые проверки за указанный период не проводились.

Наиболее часто встречающимися случаями нарушения обязательных требований являются:
- использование земельного участка без предусмотренных законодательством прав (ст. 8.1 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ);
- использование земельного участка не в соответствии с установленным целевым назначением и (или) разрешенным использованием (ст. 42 Земельного кодекса РФ);
- неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства (ст. 42 Земельного кодекса РФ).
Основными причинами, способствующими нарушению обязательных требований, связанных с самовольным занятием земельных участков, являются:
- получение материальной выгоды и конкурентных преимуществ за счет уклонения от уплаты земельного налога, арендных платежей за пользование землей, а также затрат на приобретение земельного участка в собственность на основании договора купли-продажи;
- незнание о наличии нарушения в связи с непроведением кадастровых работ, отсутствием сведений о местоположении границ земельного участка и  его фактической площади.
Причинами, способствующими совершению правонарушений, связанных с использованием земельных участков не в соответствии с установленным целевым назначением и (или) разрешенным использованием, являются:
- получение материальной выгоды и конкурентных преимуществ за счет более низкой кадастровой стоимости земельных участков в сравнении с кадастровой  стоимостью земельного участка в случае приведения вида разрешенного использования в соответствие с фактическим использованием;
- ограничения в изменении вида разрешенного использования земельного участка, установленные документами градостроительного зонирования.
Нарушения, выразившиеся в неиспользовании земельного участка, предназначенного для  жилищного и иного строительства, совершаются, как правило, по причине отсутствия денежных средств на строительство, или незнанием сроков, установленных законодательством по использованию такого земельного участка, или незнанием о наличии административной ответственности в виде штрафов за такое неиспользование.

Различные подходы к применению обязательных требований и иные проблемные вопросы применения обязательных требований

1. Земельный участок, на котором расположено здание (строение, сооружение), принадлежащее гражданину или юридического лицу на основании договора купли-продажи (дарения, мены), используется правообладателем здания (строения, сооружения), и на указанный земельный участок не имеется правоустанавливающих документов (постановление о предоставлении, договор аренды, договор купли-продажи и др.)
Права на земельные участки, предусмотренные главами III  и IV Земельного кодекса РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (ст. 25 Земельного кодекса РФ).
Права на земельные участки, предусмотренные главами III  и IV Земельного кодекса РФ, удостоверяются документами в  соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (ст. 26 Земельного кодекса РФ).
В ст. 552 Гражданского кодекса РФ и п.1 ст. 35 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на земельном участке, к другому лицу оно приобретает право  на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Согласно ст. 273 Гражданского кодекса РФ при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности  на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.
Таким образом, гражданским и земельным законодательством предусмотрено право собственника здания, строения, сооружения на использование земельного участка, занятого таким зданием, строением, сооружением, в силу закона, и действия такого лица по использованию земельного участка в отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю не образуют события административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, и правообладатель здания, строения, сооружения не подлежит привлечению к административной ответственности.
2. Использование земельного участка, предназначенного для индивидуального  жилищного строительства, для размещения индивидуального жилого дома, в котором проживает собственник, и магазина (автомобильной мойки, промышленного производства).
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 01.09.2015 № 540, земельные участки для индивидуального жилищного строительства используются для размещения жилого дома (отдельно стоящего здания количеством этажей не более чем три, высотой не более 20 метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивания сельскохозяйственных культур; размещения индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.
В ч.2 ст. 17 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение предназначено для проживания граждан. Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности гражданами, проживающими в нем на законных основаниях, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Таким образом законодательство РФ определяет возможность использования земельного участка для размещения индивидуального жилого дома, в котором помещения используются проживающими на законных основаниях в нем гражданами для профессиональной деятельности, а помещения вспомогательного использования - для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком здании.
Вместе с тем, учитывая, что магазин, автомобильная мойка, промышленное производство могут размещаться в нежилых помещениях и их размещение  не обусловлено удовлетворением гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в жилом доме, использование земельного участка для размещения индивидуального жилого дома с расположенными в нем магазином, автомойкой или промышленным производством нарушает требования, установленные ст. 42 Земельного кодекса РФ.
3. Неиспользование земельного участка для ведения садоводства и огородничества более 3 лет.
Как следует из ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами.
Событием административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.8.8 КоАП РФ, является неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом.
Ранее в соответствии с п.7 ч.2 ст.19 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» срок для освоения земельного участка был установлен и составлял три года. Данный нормативный акт признан утратившим силу с 01.01.2019  Федеральным законом от 29.07.2017 №  217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,  и на сегодняшний день срок освоения земельных участков для садоводства и огородничества не установлен. Таким образом, событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 8.8 КоАП РФ, за неиспользование земельного участка для ведения садоводства и огородничества, отсутствует.
Сотрудниками администрации городского округа город Нововоронеж  на постоянной основе проводится разъяснительная работа среди граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей  о необходимости проведения межевания и оформления правоустанавливающих документов на фактически используемые ими земельные участки, а также о необходимости целевого использования земельных участков.   Проводимая  разъяснительная работа, прием и оказание консультаций подконтрольным субъектам по вопросам организации и проведения проверок, соблюдения требований земельного законодательства, приводят к снижению случаев  нарушения требований действующего законодательства РФ.

28.12.2019. Обзор практики осуществления муниципального земельного контроля за 2019 год

На территории городского округа город Нововоронеж муниципальный земельный контроль проводится  на основании ст.72 Земельного кодекса РФ, Закона Воронежской области от 18.07.2016  № 106-ОЗ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Воронежской области», «Административного регламента осуществления  муниципального земельного контроля на территории  городского округа город Нововоронеж», утвержденного постановлением администрации городского округа  город Нововоронеж от 09.12.2013  № 2026.
Задачами муниципального земельного контроля являются выявление  нарушений земельного законодательства, требований охраны и использования земель, предусмотренных статьями 25, 26, 42 Земельного кодекса РФ, установление отсутствия таких нарушений;  выявление причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
В 2019 году проведено 46 проверок в отношении граждан: из них 40 – плановых и 6 внеплановых.
В результате проведенных проверок выявлено 9 нарушений требований земельного законодательства, связанных с самовольным занятием земельных участков (ст.7.1 КоАП РФ). Субъектам проверок выданы предписания об устранении  выявленных нарушений, материалы проверок направлены в Управление Росреестра по Воронежской области для рассмотрения и применения мер административного воздействия в установленном законом порядке. Общая сумма штрафов за указанный период составила 45 000руб.
Сотрудниками администрации городского округа город Нововоронеж  на постоянной основе проводится разъяснительная работа среди граждан  о необходимости проведения межевания и оформления правоустанавливающих документов на фактически используемые ими земельные участки для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства и огородничества, а также о необходимости целевого использования земельных участков. 
В 2019 году проведены 2 плановые выездные проверки  в отношении юридических лиц, нарушений не выявлено. Внеплановые проверки не проводились. Уменьшение количества проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей связано с введением моратория на проведение проверок в отношении субъектов малого предпринимательства в 2019-2020 годах, в соответствии в Федеральным законом от 25.12.2018  № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в 2019 году не осуществлялась ввиду отсутствия оснований, предусмотренных ч. 5-7 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными  правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушению требований в сфере муниципального земельного контроля, администрация городского округа город Нововоронеж осуществляет мероприятия по профилактике таких нарушений в соответствии с ежегодно утверждаемой Программой профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

28.12.2018.О проведении в 2017-2018гг. проверок по соблюдению земельного законодательства в отношении граждан

В рамках муниципального земельного контроля проводятся проверки соблюдения требований земельного законодательства, в том числе по контролю за целевым использованием земельных участков. На постоянной основе проводится разъяснительная работа среди граждан  о необходимости целевого использования земельных участков. 

В 2017 году проведено 46 проверок по соблюдению земельного законодательства в отношении граждан: из них 38 – плановых и 8 внеплановых.

В результате проведенных проверок выявлено 9 нарушений требований земельного законодательства.  В соответствии с законом Воронежской области от 18.07.2016г. № 106-ОЗ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Воронежской области» правонарушителям выданы предписания об устранении нарушений земельного законодательства, материалы проверок направлены в Управление Росреестра по Воронежской области для рассмотрения и применения мер административного воздействия в установленном законом порядке, общая сумма штрафов составила 55 000руб.

В 2018 году проведено 48 проверок по соблюдению земельного законодательства в отношении граждан: из них 40 – плановых и 8 внеплановых.

В результате проведенных проверок выявлено 8 нарушений требований земельного законодательства, субъектам проверок выданы предписания об устранении  выявленных нарушений, материалы проверок направлены в Управление Росреестра по Воронежской области для рассмотрения и применения мер административного воздействия в установленном законом порядке, общая сумма штрафов составила 60 000руб.

Уменьшение количества проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей  в 2017-2018гг.  связано с введением моратория на проведение проверок в отношении субъектов малого предпринимательства в 2016-2018 годах, в соответствии в Федеральным законом от 13.07.2015г. №246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».