Муниципальное образование
Воронежской области
Профилактика

18.11.2022. 20 ноября 1989 года была принята Конвенция о правах ребенка. Именно поэтому дата 20 ноября считается днем, посвященным всем детям мира. С 2013 года, ежегодно, во Всемирный день ребенка - 20 ноября, в Российской Федерации осуществляется проведение Всероссийского дня правовой помощи детям. В городских учреждениях запланированы различные  мероприятия:

Тематика мероприятия

Дата проведения

Форма проведения

Исполнители

1

Телефоны «горячей линии»

18.11.2022

Консультации

(по отдельному плану)

Учреждения профилактики

2

«Права и обязанности детей», Конвенция о правах ребенка

07.11.2022- 
20.11.2022

Библиотечные уроки

Общеобразовательные учреждения

3

«Профилактика экстремизма и 
терроризма в подростковой 
среде. Ответственность»

14.11.2022 
15.11.2022

Беседа с обучающимися

Инспектор УФСИН

4

«Школьникам о праве»

«Есть права и у детей»

Ноябрь

15.11.2022

Книжные выставки

Общеобразовательные учреждения (библиотеки)

КДЦ (городская библиотека)

 

«Права ребенка»

14.11.2022-18.11.2022

Конкурс рисунков

Общеобразовательные учреждения

5

Размещение памяток по вопросам правовой помощи для родителей и детей, мерах социальной поддержки семьям с детьми

ноябрь

Интернет сайты

Учреждения профилактики

6

«Права зная, ответственность не забывай»

10.11.2022

17.11.2022

Беседа с обучающимися

Секретарь КДНиЗП

Инспектор ПДН

7

«Я и мои права»

19.11.2022

20.11.2022

Мультимедийная презентация для обучающихся

Общеобразовательные учреждения

8

«Трудоустройство несовершеннолетних»

15.11.2022-18.11.2022

Беседа, викторина с обучающимися

ЦЗН г. Нововоронежа

9

Порядок подготовки граждан, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

17.11.2022

Консультация

Органы опеки и попечительства

10

«Маленьким детям – большие права»

16.11.2022

Викторина для детей

КДЦ (городская библиотека)

11

Оказание бесплатной юридической помощи

07.11.2022-14.11.2022

Консультации

УСЗН г. Нововоронеж

 

График работы телефонов «горячей линии» :

Курируемые вопросы

Учреждение

Контак. телефон

Дата,

время

Исполнители

1

Нарушение прав несовершеннолетних

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

24-3-58

18.11.2022г

с 09-11час

Касьянова Наталья Викторовна

2

Охрана прав детей, оставшихся без попечения родителей,  имущественные сделки с участием несовершеннолетних

Органы опеки и попечительства

23-7-24

17.11.2022г

с 09-17час

-Гуманенко Наталья Николаевна,

- Гришило Лариса Николаевна

3

Дошкольное и школьное образование

Отдел образования и молодежной политики

25-0-11

18.11.2022

с 09-10час

Акимова Лариса Михайловна

4

Трудовая занятость несовершеннолетних 

Центр занятости населения

55-0-25

18.11.2022г

с 09-15час

Черных Наталья Алексеевна

5

Медицинские услуги и лекарственное обеспечение несовершеннолетних

Поликлиника КБ №33

20-8-91

18.11.2022г

с 14-16час

Комкова Наталья Викторовна

6

Меры социальной поддержки семей с детьми, порядок реализации права детей-сирот на предоставление жилых помещений

Управление социальной защиты населения

29-3-11,

26-4- 88,

5-12-29

07.11.2022-18.11.2022г

Специалисты

7

Профилактика преступности среди несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних

ПДН  ОМВД России по

 г. Нововоронеж

74-0-28

17.11.2022г

с  09-11 час

Инспекторы

 

Памятка для несовершеннолетних и родителей о правилах поведения на льду

Осенний лед в период с ноября по декабрь, то есть до наступления устойчивых морозов, непрочен. Скрепленный вечерним или ночным холодом, он еще способен выдерживать небольшую нагрузку, но днем, быстро нагреваясь от просачивающейся через него талой воды, становится пористым и очень слабым, хотя сохраняет достаточную толщину. Такое состояние льда представляет собой УГРОЗУ!
Главное правило: детям НЕЛЬЗЯ БЫТЬ на льду (на рыбалке, катание на лыжах и коньках) без присмотра ВЗРОСЛЫХ.
Правила поведения на льду:
1. Ни в коем случае  нельзя выходить на лед в  темное время суток и при  плохой видимости (туман, снегопад, дождь).
2. При переходе через  реку пользуйтесь ледовыми переправами.
3. Нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется хоть немного воды, - это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае следует немедленно отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин.
4. При вынужденном переходе  водоема безопаснее всего придерживаться проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне. Но если их нет, надо перед тем, как спуститься на лед, очень внимательно осмотреться и наметить предстоящий маршрут.
5. При переходе водоема  группой необходимо соблюдать  расстояние друг от друга (5-6 м).
6. Замерзшую реку (озеро) лучше перейти на лыжах, при  этом: крепления лыж расстегните, чтобы при необходимости быстро  их сбросить; лыжные палки держите  в руках, не накидывая петли  на кисти рук, чтобы в случае  опасности сразу их отбросить.
7. Если есть рюкзак, повесьте  его на одно плечо, это позволит  легко освободиться от груза  в случае, если лед под вами  провалится.

Если вы провалились под лед:
1. Не поддавайтесь панике.
2. Не надо барахтаться и наваливаться всем телом на тонкую кромку льда, так как под тяжестью тела он будет обламываться.
3. Широко раскиньте руки, чтобы не погрузиться с головой в воду.
4. Обопритесь локтями об лед и, приведя тело в горизонтальное положение, постарайтесь забросить на лед ту ногу, которая ближе всего к его кромке, поворотом корпуса вытащите вторую ногу и быстро выкатывайтесь на лед.
5. Без резких движений отползайте как можно дальше от опасного места в том направлении, откуда пришли.
6. Зовите на помощь.
7. Удерживая себя на поверхности воды, стараться затрачивать на это минимум физических усилий. (Одна из причин быстрого понижения температуры тела - перемещение прилежащего к телу подогретого им слоя воды и замена его новым, холодным. Кроме того, при движениях нарушается дополнительная изоляция, создаваемая водой, пропитавшей одежду).
8. Находясь на плаву, следует голову держать как можно выше над водой. Известно, что более 50% всех теплопотерь организма, а по некоторым данным, даже 75% приходится на ее долю.
9. Активно плыть к берегу, плоту или шлюпке, можно, если они находятся на расстоянии, преодоление которого потребует не более 40 мин.
10.  Добравшись до плавсредства, надо немедленно раздеться, выжать намокшую одежду и снова надеть.

Если вы оказываете помощь:
1.  Подходите к полынье очень осторожно, лучше подползти по-пластунски.
2.  Сообщите пострадавшему криком, что идете ему на помощь, это придаст ему силы, уверенность.
3.  За 3-4 метра протяните ему веревку, шест, доску, шарф или любое другое подручное средство.
4.  Подавать пострадавшему руку небезопасно, так как, приближаясь к полынье, вы увеличите нагрузку на лед и не только не поможете, но и сами рискуете провалиться.

В экстренных ситуациях для оказания помощи утопающему могут быть использованы подручные средства: бревна, шесты, лыжи, щиты, веревки, брючные ремни, личная одежда и др.

Первая помощь при утоплении:
1.  Перенести пострадавшего на безопасное место, согреть.
2. Повернуть утонувшего лицом вниз и опустить голову ниже таза.
3. Очистить рот от слизи. При появлении рвотного и кашлевого рефлексов - добиться полного удаления воды из дыхательных путей и желудка (нельзя терять время на удаления воды из легких и желудка при отсутствии пульса на сонной артерии).
4.  При отсутствии пульса на сонной артерии сделать наружный массаж сердца и искусственное дыхание.
5.  Доставить пострадавшего в медицинское учреждение. 

Если на ваших глазах провалился человек под лед: Немедленно сообщите о происшествии по телефонам: 01, 02, 112 для абонентов сотовой связи.

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ И ОСТОРОЖНЫ! ТОНКИЙ ЛЕД ОПАСЕН!

Памятка для детей и родителей по предупреждению противоправных действий в отношении несовершеннолетних

Научить ребенка правилам безопасного поведения под силу каждому!

Дети обязательно должны знать, как вести себя в экстремальных ситуациях, когда их жизни и здоровью угрожает опасность. Вне зависимости от того, есть у вас собственные дети или нет, прочтите эту памятку. Дайте прочитать раздел памятки «Для детей» знакомым вам детям. Из него дети узнают, как вести себя с незнакомыми людьми, как избежать опасных ситуаций, а в критических случаях дать отпор при нападении на улице, в лифте, машине и дома. Правила безопасного поведения могут помочь несовершеннолетним избежать насилия и сохранить свое физическое и психическое здоровье.
При помощи этой памятки вы можете научить ребенка защищаться и вести себя уверенно в чрезвычайных ситуациях. Обсудите с ребенком полученную им информацию. Убедитесь в том, насколько ребенок верно понял правила безопасного поведения, и насколько он готов их использовать в жизни. При этом старайтесь не запугивать ребенка рассказами о том, что произойдет, если не следовать правилам.  В этом случае, он не запомнит полезную информацию, но в памяти останется страх, что с ним случится что-то плохое. А это сильно навредит ребенку, лишив его способности правильно реагировать в опасной ситуации.
Родителям необходимо научить ребенка выражать отказ. 

Ребенок с детства должен уметь говорить «нет» в следующих ситуациях:

  • Когда ребенку предлагают совершить недостойный поступок;
  • Если ребенку предлагают поехать куда-нибудь, предупреждая, чтобы он об этом никому не говорил;
  • Когда незнакомый человек предлагает ребенку что-либо сладкое (конфеты, пирожные, пирожки и т.п.);
  • Когда ребенку предлагают «хорошо» отдохнуть вдали от взрослых, родителей;
  • Если незнакомые люди предлагают довезти ребенка на машине или показать им дорогу, сидя в машине;
  • Когда малознакомые или незнакомые люди приглашают ребенка к себе в гости и т.д.;
  • Когда ребенку предлагают на улице купить недорогой товар, поиграть в азартную игру, обещая большой выигрыш.

Не следует учить ребенка, беспрекословно и не задумываясь, выполнять все требования взрослых. Такое поведение может создать благоприятные условия для совершения преступлений маньяками и педофилами.

Правила безопасности для детей

С раннего детства ребенок должен знать, что люди бывают разные, и общаться надо только с теми, кого знаешь. Соблюдая правила безопасности, ваш ребенок сможет принять самое правильное решение в сложной ситуации и избежать встречи с преступником.

Для этого нужно навсегда усвоить «Правила четырех «не»:

 1. не разговаривай с незнакомцами и не впускай их в дом;
 2. не заходи с ними в лифт или подъезд;
 3. не садись в машину к незнакомцам;
 4. не задерживайся на улице после школы, особенно с наступлением темноты.
Очень важно объяснить ребенку, что незнакомец – это любой человек, которого не знает сам ребенок.
Незнакомец может назвать ребенка по имени, сказать, что пришел по просьбе его мамы, может позвать посмотреть мультфильмы или предложить конфету. Но если человек ребенку незнаком, то он должен на все предложения отвечать отказом и в случае опасности кричать: «Я его не знаю!»
Родителям необходимо внушить ребенку, что никогда и ни при каких обстоятельствах они не пришлют за ним в школу, домой или во двор незнакомого человека. Если такой человек подойдет, кем бы он ни назвался, надо немедленно бежать в людное место, звонить родителям или обратиться к полицейскому.

На улице

Выходя из дома, всегда предупреждай, куда ты идешь, где будешь и во сколько ты вернешься. Если возвращаешься домой поздно вечером, проси, чтобы тебя встретили.
В общественном транспорте садись ближе к водителю, чтобы он мог тебя видеть. Не вступай в разговоры с незнакомыми пассажирами, не рассказывай куда едешь и где живешь.
Если необходимо пройти в темное время суток, постарайся идти вместе с людьми. Переходи улицу по подземному переходу в группе людей.
Не ходи в отдаленные и безлюдные места, не играй на стройках и в заброшенных домах.
Если показалось, что кто-то тебя преследует, необходимо незамедлительно проследовать в людное место, обратиться к взрослому.
Увидев впереди шумную компанию или пьяного, перейди на другую сторону улицы или измени маршрут, при этом не следует вступать в конфликты.
Добирайся до дома только известным транспортом (троллейбусом, автобусом, маршруткой), никогда не останавливай чужую машину и не садись сам, если предлагают подвезти.
Ни в коем случае не садись в машину, чтобы показать дорогу, магазин, аптеку, не выполняй никакие просьбы водителя.
Идя вдоль дороги, выбирай маршрут так, чтобы идти навстречу транспорту.
Если незнакомец просит пойти с ним и позвонить в квартиру, потому что ему не открывают, а тебе откроют – не ходи!
Не иди с незнакомым человеком, если он предлагает угостить тебя конфетами, посмотреть животных, поиграть в компьютер, не бери у него напитки, конфеты.

В подъезде

Подходя к дому, обрати внимание, не идет ли кто-либо следом. Если кто-то идет – не подходи к подъезду. Погуляй на улице пока этот человек не уйдет. Если чувствуешь опасность, зайди в магазин, на почту, в библиотеку и расскажи о подозрительном человеке.
Если незнакомец уже находится в подъезде, сразу же выйди на улицу и дождись когда в подъезд войдет кто-то из взрослых жильцов дома.
Входи в лифт, только убедившись, что на площадке нет постороннего, который может зайти за тобой в кабину.
Если незнакомец все-таки зашел в лифт, стой к нему лицом, чтобы видеть, что он делает. В случае опасности попробуй нажать кнопку вызова диспетчера, кричи, зови на помощь.

Дома

Никогда не впускай в квартиру незнакомого человека. Если звонят или стучат в дверь, не подходи и не спрашивай, кто пришел. У родителей есть ключи, и они откроют дверь сами.
Ни в коем случае не открывай дверь лицам, представившимся почтальоном, врачом, полицейским, сантехником, электриком, знакомым родителей, даже если они станут уговаривать.
Покидая квартиру, посмотри в глазок. Если на лестничной площадке есть люди, подожди, пока они уйдут.
Прежде чем открывать ключом входную дверь, убедись, что поблизости никого нет.

Семейные правила безопасности

1. Придумайте вместе с детьми семейный пароль, который каждый сможет использовать в качестве сигнала в случае опасной ситуации.
2. Если ваш ребенок добирается до дома без сопровождения взрослых, придумайте вместе с ним постоянный и наиболее безопасный маршрут. Договоритесь с ребенком о том, что он постоянно будет ходить именно этой дорогой.
3. Научитесь ребенка беречь ключи и расскажите ему, что делать, если он их потеряет. Выходя из дома, ребенок должен проверять, взял ли он ключ с собой.
4. Оговорите границы окрестностей, в которых ребенок может гулять.
5. Сформируйте у ребенка привычку рассказывать о том, как он провел время, когда оставался без вашего присмотра.
6. Ребенок обязательно должен знать свое имя, имена родителей, домашний адрес и телефон. Это поможет ему добраться до дома, если он потерялся.
7. Дети должны знать, как и в каких случаях можно позвонить в полицию, противопожарную службу и скорую помощь.

Правила для родителей

1. Уважайте детей, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребенка делать что-то против его воли.
2. Если ваш ребенок говорит о нездоровом интересе к нему вашего мужа, сожителя, брата, дяди, прислушайтесь к его словам. Не оставляйте его один на один с этим человеком. Обратитесь за помощью к детскому психологу, позвоните в службу доверия или полицию.
3. Обсуждайте с ребенком особенности полового развития, отвечайте на его вопросы о сексуальных отношениях.

Родители, помните, что главным для ребенка является ваша любовь и внимание!
Если вы считаете, что ребенку угрожает опасность, не оставайтесь безучастными! Если вы думаете, что ребенок ваших знакомых или соседей подвергается насилию, избиению со стороны родителей, незамедлительно обратитесь в полицию по телефону 02. 

Механизм выявления фактов жестокого обращения и применения насилия в отношении детей

Данный механизм разработан для ДОУ  , в целях обеспечения повышения эффективности работы ДОУ по выявлению пренебрежения основными нуждами ребенка, оставления ребенка в опасности, фактов жестокого обращения с детьми и принятия незамедлительных мер по предупреждению, профилактики и реабилитации детей, подвергшихся насилию.
1. Жестокое обращение с детьми – действие (или бездействие) родителей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка (побои, избиение, угрозы в их адрес, внушение чувства страха и т.п.), а также покушение на их половую неприкосновенность. Жестокое обращение с детьми может проявляться в применении недопустимых приемов воспитания детей, причиняющих вред их нравственному развитию, а равно в пренебрежительном, грубом обращении, унижающем человеческое достоинство. (приложение 1).
2. Пренебрежение основными нуждами ребенка – один из видов жестокого обращения, характеризующийся отсутствием со стороны родителей или лиц, их заменяющих, заботы о ребенке, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются (родители или законные не обеспечивают условий для оказания своевременной медицинской помощи, посещения ребенком образовательных учреждений, не обеспечивают питанием и одеждой в соответствии с возрастом ребенка и т.д.). Рекомендации по определению признаков пренебрежения основными нуждами детей прилагаются (приложение 1).
3. Оставление ребенка в опасности – заведомое оставление без помощи ребенка, находящегося в состоянии, опасном для жизни или здоровья. Рекомендации по определению признаков оставления в опасности прилагаются (Приложение 2).

1. Действия сотрудников ДОУ при обнаружении признаков пренебрежения основными нуждами ребенка
1.1. В случае выявления сотрудником ДОУ фактов пренебрежения нуждами ребенка (родители не обеспечивают условий для посещения ребенком дошкольного учреждения, допускают случаи пропусков ребенком дошкольного учреждения, без уважительных причин, уклоняются от прохождения медицинской комиссии при наличии путевки в дошкольное учреждение, либо необоснованно затягивают сроки прохождения медицинской комиссии для поступления в дошкольное учреждение) сотрудник ДОУ в течение 3-х рабочих дней устанавливает причины выявленных нарушений и предупреждает родителей (законных представителей) об ответственности за ненадлежащее выполнение родительских обязанностей (форма приложения 3).
1.2. В случае если родитель не принимает мер к устранению нарушений по истечении 3-х рабочих дней после предупреждения об ответственности сотрудник ДОУ сообщает о факте пренебрежения нуждами ребенка администрации ДОУ, а руководитель ДОУ в этот же день о данном факте сообщает специалисту муниципальной КДНиЗП или специалисту по выявлению, направив сигнальную карточку.
1.3. В случае, если сотрудником ДОУ выявлен факт проживания ребенка отдельно от законных представителей (в том числе факт проживания с родственниками, не являющимися законными представителями ребенка) сотрудник ДОУ в течение 1-го рабочего дня сообщает о данном факте руководителю ДОУ, а руководитель ДОУ сообщает в органы опеки и попечительства над несовершеннолетними, направив сигнальную карточку (по форме согласно приложения 4.)
2. Действия сотрудников ДОУ при обнаружении признаков оставления ребенка в опасности.
2.1. При обнаружении признаков оставления ребенка в опасности (приложение 2) сотрудники ДОУ обязаны принять незамедлительные меры, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего и сообщить о данном факте администрации ДОУ ,а администрация ДОУ в территориальный орган внутренних дел, для проверки наличия либо отсутствия признаков состава преступления, предусмотренного статьей 125 УК РФ (оставление в опасности) и принятия решения в соответствии с законодательством, а также в органы опеки и попечительства.
2.2. Администрация ДОУ в течение 1-го рабочего дня сообщает о данном факте в муниципальную КДНиЗП, направив сигнальную карточку
3. Действия сотрудников ДОУ при обнаружении явных признаков жестокого обращения с несовершеннолетним
3.1.В течение 1-го часа с момента выявления признаков жестокого обращения с несовершеннолетним педагогический работник сообщает руководителю ДОУ о выявленном случае.
3.2.В течение 1-го часа с момента получения информации о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком руководитель ДОУ организует проведение медицинской оценки состояния ребенка, подвергшегося жестокому обращению, зафиксировав данные в медицинской справке.
3.3. В течение 1-го часа с момента фиксирования факта жестокого обращения руководитель ДОУ сообщает по телефону, затем в течение дня направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в территориальный орган внутренних дел, органы опеки и попечительства, муниципальную КДНиЗП, направив сигнальную карточку (по форме приложения 4.)
3.4.В течение 1-го дня со дня выявления факта жестокого обращения воспитатель, при необходимости совместно с органами опеки и попечительства и территориальным органом внутренних дел, проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования.
3.5.В случае, если на момент факта жестокого обращения несовершеннолетний находился на внутриведомственном учете в «группе риска», ДОУ инициирует внесение дополнений в индивидуальную программу сопровождения, включив мероприятия оказанию помощи несовершеннолетнему, подвергшемуся жестокому обращению, и его семье.

4. Мероприятия по организации работы по профилактике жестокого обращения и насилия в отношении детей» и закрепление ответственных лиц

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Контроль за внешним видом детей для своевременного выявления возможных фактов насилия и жестокого обращения

Ежедневно

Воспитатели

Беседы с детьми о правилах поведения с незнакомыми людьми на улице , в общественных местах, о необходимых мерах защиты.

Постоянно

Воспитатели

Игры, беседы, проблемные ситуации и другие методы и формы на формирование бесконфликтного поведения детей

Постоянно

Воспитатели

Организация информационно-просветительской работы с родителями (законными представителями) через разные формы
-родительские собрания
 
- оформление информационного поля
- разработка буклетов, памяток:
- об ответственности за жизнь и здоровье детей,
-о недопустимости насилия и ответственности за жестокое обращение к детям в семье
-о недопустимости оставления детей без присмотра и надзора
(в т.ч. необходимости соблюдения законодательства, запрещающего нахождение несовершеннолетних без сопровождения родителей (законных представителей) на улице в вечернее и ночное время, а также в местах, запрещенных для пребывания несовершеннолетних)
– о необходимости сопровождения ребенка до детского сада и передачи его воспитателю
-о недопустимости проживания ребенка отдельно от родителей(законных представителей)
- об обязанности срочного информирования ДОУ о всех фактах самовольных уходов детей из семьи
-информирование о службах, оказывающих помощь по реабилитации детей, пострадавших от всех форм насилия.

 
 
Май
Сентябрь
Постоянно

 
 
Воспитатели
администрация

Мониторинг выявления фактов жестокого обращения с детьми на основе:
- бесед с детьми
- анкетирования родителей

 
по факту

 
Воспитатели
администрация

Учет посещаемости детей , выявление причин отсутствия ребенка. Применения алгоритма действий в случае отсутствия ребенка без уважительной причины.

ежедневно

Воспитатели
администрация

Контроль за обеспечением и защитой прав детей в образовательном процессе, в т.ч.недопустимостью удаления обучающихся с учебных занятий, оставлением без надзора во время образовательного процесса, недопустимость любой формы физического и психического насилия со стороны взрослых и сверстников

Постоянно

Воспитатели

Контроль за обеспечением и защитой прав детей, выполнением мер профилактики жестокого обращения с детьми

Постоянно

Администрация
воспитатели

Обеспечение порядка информирования о фактах происшествий в ДОУ в соответствии с п.1., 2, .3 данного локального акта.

Постоянно

Воспитатели
администрация
сотрудники ДОУ

Рекомендации по определению признаков жестокого обращения с ребенком

Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27.05.1998г. № 10 «О применении судами законодательства при решении споров, связанных с воспитанием детей» определено, что под жестоким обращением надлежит понимать:
- лишение питания, обуви, одежды, грубое нарушение режима дня, обусловленного психофизическими потребностями ребенка определенного возраста, лишение сна, отдыха, невыполнение элементарных гигиенических норм (влекущее за собой какие - либо болезни), невыполнение рекомендаций и предписаний врача по лечению ребенка, отказ или уклонение от оказания необходимой медицинской помощи ребенку и др.;
- активные действия, грубо попирающие основные права и интересы субъекта воспитательной деятельности, состоящие в применении к ребенку недопустимых методов воспитания и обращения, т.е. все виды физического, психического и эмоционального насилия над детьми, предъявление явно завышенных требований к ребенку, демонстрация нелюбви, неприязни к нему;
- систематическое проявление физического и психического насилия к близким родственникам ребенка (например, избиение матери в присутствии детей).

 Рекомендации по определению признаков пренебрежения основными нуждами ребенка

Отсутствие заботы о ребенке или пренебрежение его нуждами – это в первую очередь, «неспособность родителей обеспечить развитие ребенка – там, где он обязан это сделать, – в следующих аспектах: здоровье, образование, эмоциональное развитие, питание, кров и безопасные условия проживания». (Всемирная Организация Здравоохранения, 2003).
Виды пренебрежения основными нуждами ребенка:
- Пренебрежение физическими потребностями – когда ребенка недостаточно кормят, часто оставляют голодным, не одевают или одевают несоответственно погоде. К данному виду пренебрежения нуждами ребенка относится также проживание ребенка в антисанитарных условиях;
- Пренебрежение медицинской помощью – отсутствие ухода за больным ребенком, когда ребенка не лечат, постоянно забывают давать лекарства, не могут организовать вакцинацию, не обеспечивают условий для оказания медицинской помощи, в т.ч. не обеспечивают доступ медицинского работника в жилое помещение при плановых патронажах, не являются на прием в медицинское учреждение в установленные сроки, систематически не выполняют рекомендаций медицинских работников по лечению ребенка;
- Недостаточный контроль - оставление ребенка без присмотра, приводящее к высокому риску несчастного случая, частое оставление ребенка на попечение посторонних лиц из-за нежелания родителя заботиться о ребенке, случаи проживания родителей или иных законных представителей отдельно от ребенка в течение длительного времени;
- Нахождение ребенка в опасной или вредной для него среде – от экологической обстановки до оставления его в асоциальной среде;
- Пренебрежение эмоциональными потребностями ребенка в любви и внимании, носящее особенно травмирующий характер в младенческом возрасте;
- Пренебрежение потребностями в образовании и обучении;
- Употребление матерью по время беременности и кормления алкоголя или наркотиков.

Серьезность пренебрежения нуждами ребенка определяется не только тяжестью воздействий или высоким риском причинения вреда жизни и здоровью ребенка, но и тем, как долго продолжается пренебрежение. Пренебрежение нуждами ребенка может выражаться в отдельных действиях, а может носить затяжной или повторяющийся характер. Примером длительного пренебрежения будут родители, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, которые постоянно не обеспечивают основные потребности своих детей.
Некоторые виды поведения родителей будут являться пренебрежением нуждами только в том случае, если они происходят регулярно. Многие родители могут совершать незначительные ошибки в уходе за детьми, например, иногда забывая давать детям лекарства. Однако, если дети часто не получают лекарства, это можно рассматривать как пренебрежение нуждами.
Некоторые ситуации, однако, необходимо рассматривать как пренебрежение нуждами, даже если они носят разовый характер, например, оставление маленького ребенка в ванной без присмотра. 

Статья 125 УК РФ. Оставление в опасности.

Ответственность наступает за заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние.

Рекомендации по определению признаков оставления ребенка в опасности

- Ребенок нуждается в неотложной медицинской помощи (имеет повреждения или обострения заболевания или находится в состоянии истощения и т.п.)
- Ребенок до 3-х лет находится без надлежащего ухода, что угрожает его физическому здоровью.
- Ребенок остается голодным непрерывно в течение длительного времени (ребенок до 3 лет – в течение нескольких часов; ребенок 3- 6 лет - 24 часа и более; ребенок 7- 13 лет – более 3-х суток)
- Ребенок в течение длительного времени находится дома без надзора взрослых (ребенок до 3- лет – в течение несколько часов; ребенок 3- 6 лет - 24 часа и более; ребенок 7- 13 лет – более 3-х суток)
- Ребенок младшего возраста находится на улице без взрослых в условиях, опасных для его жизни и здоровья или с угрозой высокого риска несчастного случая (например, в холодное время; рядом с водоемами; городским транспортом и т.п.)
- Ребенок, имеющий серьезные соматические или психические расстройства, и нуждающийся в получении медицинской помощи, не получает ее, что может в ближайшее время привести к нарушению физического или психического здоровья.

 Незамедлительные меры, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего при оставлении в опасности

В зависимости от степени угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего специалистам субъектов профилактики необходимо:
1.    Исключить факторы опасности для жизни и здоровья несовершеннолетнего;
2.    Обеспечить безопасное пребывание несовершеннолетнего;
3. При необходимости принять незамедлительные меры по оказанию медицинской или иной помощи, которая необходима несовершеннолетнему;
4.    Сообщить о факте оставления ребенка в территориальный орган МВД России;
5.    Принять меры по установлению родителей (законных представителей) несовершеннолетнего либо установлению места их нахождения.
Все перечисленные меры носят межведомственный характер и должны быть приняты в максимально короткие сроки в целях обеспечения безопасности несовершеннолетнего.